Почему так 1. Пивгиганты. Автор: Djons В: С пивом по жизни
Давно вынашивал планы написать подобный пост. Тема как говорится злободневная и вопрос до сих пор висит в воздухе – “Почему в России именно такая ситуация с пивом”. Или если хотите “Почему наше пиво говно”. Ну или “Почему всё пиво у нас одинаково”. Короче, какой хотите вопрос на тему российского пива, такой и поставьте.
Понятно, что в одном посте я не смогу ответить на подобные вопросы. Да наверное и нет однозначного ответа на них. Но в целом понять что и как можно. Хотя, как обычно, это моё личное мнение и кто-то может быть с ним не согласен.
Идею этого поста подкинуло в первую очередь моё интервью телеканалу “Эксперт”. Во вторую, мой срач на форуме с товарищем из Ульяновска. И последней каплей стала прекрасная статья Юры Катунина на сайте “Бир Культ” о мини-пивоваре из Мексики.
Все их объединяет один рефрен – “большинство российского пива безвкусно и не интересно”.
Для начала давайте внесём ясность – большинство, но не всё. Есть и в нашем отечестве пивные пророки замечательное пиво. По этому огульно охаивать всё не будем. И тем не менее, устойчивое мнение, мол российское пиво моча, а вот в Чехии (Германии, Англии, Гондурасе – нужное подставить) пиво ох как замечательно. Так ли это? И да и нет.
Во первых, посредственного и просто фигового пива хватает и в Чехии и в Германии и т.д.. Но учитывая культурные и пивные традиции этих стран, ниже определённого уровня вкус пива скатиться не может. При существующей конкуренции пить его просто не будут.
Тем не менее, большинство производимого в России пива, массового пива, ничуть не уступает ни по качеству ни по вкусу такому же массовому пиву любой страны. Или вы думаете, что бельгийский Jupiler лучше Балтики №7?! Или “Старый мельник” в слепой дегустации проиграет чешскому “Самсону”? Нет! Большинство потребителей даже разницы не заметят. Увы, это “специфика” массового пива. Чем меньше вкуса, тем проще такое пиво тиражировать.
Вот тут-то разница между нами и Большим Пивным Миром начинается. В 90-х годах, когда российское пивоварение находилось в очень плачевном состоянии (импортное пиво стоило не сильно дороже, оборудование всё старое и т.д.), случился животворящий кризис. Рынок импортного пива схлопнулся и наши пивовары оказались в сильно выигрышным положении, но денег на модернизацию (простите за новомодное слово) по прежнему небыло. Вот тут-то зарождающиеся пивные гиганты в лице InBev, Carlsberg, Heineken и т.д. и подсуетились.
Поняв какие перспективы с их деньгами они имеют на таком рынке, гиганты быстро подмяли под себя большинство сколь-нибудь интересных российских пивзаводов. Провели модернизацию производства, запустили маркетинг по западному образцу и т.д.. Шансов у оставшихся практически не осталось. Или продаться или закрыться.
К этому времени в головах людей прочно засела формула “Наше пиво говно – импортное нектар богов”. И на этой волне начался парад уродов лицензионных брендов. Благо к тому времени таможенная пошлина на импортное пиво сделала ввоз импортного пива бесперспективным.
Кто-то начал производить действительно аутентичную продукцию. Но большинство стали просто торговать маркой. Наливать под известной иностранной маркой нечто совершенно не похожее на оригинал. И ничего, пипл схавал. Как апофеоз этого обмана я считаю лицензионный Guinness с “ароматизатором типа Guinness”.
И собственно всё. Пивной рынок, какой он есть сейчас достиг равновесия. Все на своих местах. Контроль над рынком имеют всего три-четыре компании. В таком состоянии глупо с точки зрения бизнеса совершать какие-либо резкие телодвижения. Они ни к чему существенному не приведут. Вялотекущая позиционная война. Тут 2-3% отхватили, там 2-3% потеряли.
Остались конечно и независимые производители, которые выжили. Они тоже имеют свою нишу в которой так же неплохо себя чувствуют.
Так в чём же отличие от других стран. Да в общем-то оно не столь существенно. Там тоже пивгиганты правят балом. Но и в процентном и в количественном отношении мелких, независимых производителей там гораздо больше. Вот и видим мы в Чехии, Германии, Бельгии и прочих Туманных Альбионах сотни неизвестных нам марок пива, которые отличаются от попсового евролагера или тоже являясь лагером отличаются вкусом в лучшую сторону.
А что же в этом отношении в России, кроме того, что мини пивоварен в десятки раз меньше? Да вроде есть подвижки. Количество мини и микро пивоварен растёт. А толк? А толку нет. Пиво от мини похоже друг на друга, как и пиво от гигантов. Стандартный набор “Светлое”, “Нефильтрованное” и “Тёмное”. Иногда пшеничное. И всё в розлив. Никаких тебе экзерсисов типа “с ревенем” или “Двойной Стаут”. Ну кто-то сварит имбирное, кто-то с чагой заделает. На большее фантазии не хватает. На самом деле не совсем так.
Фантазии у наших “Кулибиных” ни чуть не меньше, чем у европейских. Но вот не варят эти “Кулибины” пиво. А кто же варит? Варят его бизнесмены. Бизнес это такой – мини-пивоварня.
Как правильно заметили в комментах на “Бир Культе”, когда покупают пивоварню, покупают сразу и комплект рецептуры… Правильно, догадались! В этот комплект входит “Светлое”, “Нефильтрованное” и “Тёмное”. Много вы экспериментируете в своей микроволновке? Уверен, что нет. Разогревает и хорошо. Так и тут – варится пиво, есть куда продать и чудненько! Прибыль есть? Отлично! Нафига тогда “двойные стауты”, “Тыквенные эли” и прочие извращения? Не для того бизнес создаётся.
Тут-то и есть коренное различие между нашим и западным пивным бизнесом. В Европе (да и Америке), зачастую хозяин пивоварни является и пивоваром, да ещё и не в одном поколении. И для него это не просто бизнес. Это его жизнь, его творчество. Вот и ищут, мечутся в творческом порыве, создавая что-то новое.
Не скажу, что так везде. Нет. Большинство пивоварен варит один и тот же ассортимент на протяжении десяток, если не сотен лет. Но и тут есть нюанс. Эти пивовары вместе со своим консерватизмом в ассортименте не пойдут на удешевление производства ради сиюминутной прибыли. Потому как они не только бизнесмены, но и пивовары.
Вот они основные отличия – у нас пивовар это один человек, а владелец пивоварни – другой. И владельцу часто глубоко фиолетово это пиво. Ему что колбасу выпускать, что мебель делать, что пиво варить. Это просто товар.
Со временем думаю и у нас появятся владельцы-пивовары, которым будет не интересно светлое-нефильтрованное-тёмное. И тогда появятся и портеры и эли и прочее интересное пиво в большом количестве. Когда это произойдёт? Трудно сказать. На данный момент заниматься производством в России, мягко говоря, не очень интересно. А уж тем более творческим.
А когда пивгиганты почувствуют реальную угрозу со стороны мини, тогда и зашевелятся (на то они и гиганты). Как произошло это с “живым” пивом (не к ночи будет помянуто).
взято от сюда: http://www.beerbottle.ru/archives/2299